» Вопросы и ответы по энергосберегающим технологиям

Здравствуйте, "Ростеплоком". В 4 номере журнала «Промышленные и  отопительные котельные и мини-ТЭЦ» (издательский дом «Аква-Терм») будут опубликованы материалы, посвященные российскому рынку тепловых насосов. В частности, в журнале планируется поместить опрос ведущих производителей и поставщиков тепловых насосов, чья продукция представлена у нас в стране.


В связи с этим мы бы хотели попросить кого-либо из сотрудников компании "Ростеплоком" (на Ваше усмотрение) ответить на следующие вопросы. 

1. Не могли бы вы охарактеризовать современное состояние российского рынка тепловых насосов (ТН)? Какие основные тенденции на нем преобладают?
 Чем он отличается от аналогичных рынков США, стран Европы и других развитых государств?

Российский рынок тепловых насосов (ТН) пребывает в стадии очевидного становления. Т.е., мы только в начале большого пути, уже пройденного другими странами со схожими климатическими и социально-экономическими условиями. Причём, в отличие от США, стран Европы, где снижение энергопотребления — задача государственная, у нас пока что, к сожалению, ровно наоборот. Причина на поверхности — сырьевая, преимущественно нефтегазовая направленность нашей экономики, в которой места для возобновляемых источников энергии совсем мало или не предусмотрено вообще. Это очень сложно — преодолевать равнодушие государства, для которого любые попытки как за рубежом, так и в собственных пределах снизить зависимость от поставок углеводородов — не иначе как подкоп под экономическую стратегию. Если бы российское государство, подобно США, Канаде, Германии, Франции, Норвегии, Швеции, Финляндии, всей мощью законодательной, исполнительной и судебной властей стимулировали наших людей на установку ТН, то, вне всяких сомнений были бы у нас и отечественные достойные разработки, и импорт шёл бы не хуже, чем у соседей. Господдержка альтернативной энергетики к тому же повернула бы  вектор общественного мнения от недоверия и равнодушия к ТН в противоположную сторону. В общем, российский рынок тепловых насосов должен преодолеть два неблагоприятных фактора, способствующие нашему отставанию от общеевропейского и североамериканского тренда: отсутствие государственной поддержки (налоговые льготы, льготные кредиты, дотации, социальное информирование) и далеко не всегда достаточную и аргументированную реклама со стороны производителей и продавцов ТН. Всё остальное, как говорится, обязательно приложится и будет так, как и у идущих впереди соседей.

В двух словах о рынке кондиционеров:  кондиционер — это ведь тоже тепловой насос. Сегодня национальная поисковая система  Яндекс фиксирует 2 млн. ежемесячных запросов на тему «купить кондиционер» во всех семантических смыслах, однако ни одного завода по производству кондиционеров в России нет, а если и есть, то кто о нём знает, а, главное – кому он нужен? Нонсенс…

 

Основной наш продукт — тепловые насосы Waterkotte реверсивного типа, которые  зимой греют, летом — охлаждают. Т.е., агрегат, который должен быть как телевизор или холодильник — в каждом российском доме. Но попробуйте наладить его сборку в России? Будет то, что с «жигулями»: десятилетия уйдут на волокиту.

 


2. В каких регионах ТН наиболее востребованы? Почему?

 

Мне трудно судить про другие ТН, поэтому буду говорить про свои, про тепловые насосы Waterkotte, которые   востребованы прежде всего там, где другие способы для подогрева воды намного дороже, чем по соседству. Человек ведь в состоянии в уме или на калькуляторе рассчитать, что подключение к газовой магистрали, установка газгольдера, завоз угля, солярки, мазута, дров, использование в обогревательных целях электричества — в конечном итоге дороже. Это ведь всё решается на уровне элементарной логики: лучше вложиться сейчас и, как сказал бы Мао Цзэдун — «десять тысяч лет счастья», чем регулярно «отстёгивать» на те же газ, дизтопливо, прочий хворост. Так что интерес к ТН мало зависит от региона, он скорее зависим от финансового состояния потенциального заказчика и возможности реального осуществления проекта.     

3. Кто является основным покупателем ТН: частные лица, организации и т.д.?

 

Пока что всё-таки частные лица. Или организации для частных лиц. В основном не из тех, кого «прижало», а кто себе может позволить. По крайней мере в том, что касается ТН  Waterkotte. 



4. Какие основные типы ТН востребованы в России? Почему?

 

Структура продаж в России мало чем противоречит сложившимся в мире тенденциям: на первом месте с громадным отрывом ТН «воздух-вода», на их долю приходится около 90% всех проданных в последние годы ТН. Всё-таки Россия — не другая планета, а потому и продавцы, и покупатели ориентируются на то, что продают-покупают в Норвегии, Швеции, Эстонии. Хотя там продают в десятки раз больше ТН, чем в России. Но, как говорится, бывают и исключения. Всё-таки у технологии «воздух-вода» свои недостатки, например, температурный потолок нагретой воды у них ниже, чем, скажем, у «грунтовых» ТН.

5. ТН какой мощности востребованы в России? Почему?

 

Мощность ТН в России детерминируется объёмом и сложностью задач. В основном,  это проекты по отоплению двух- и трёхуровневых коттеджей и одно-двухэтажных строений типа кафе, автосервисов и т.д.

6. Какие основные факторы (технические, экономические, климатически и т.д.) препятствуют развитию этого рынка?

 

Частично на эту тему я высказался в ответе на первый вопрос: нужна государственная поддержка и нужно информировать и рекламировать. Естественно, в России достаточно климатических зон, при которых большинство ТН даже не испытывалось, однако это не может быть препятствием для их эксплуатации хоть в условиях вечной мерзлоты — в качестве вспомогательного источника тепла. Ну и, разумеется, сдерживает развитие рынка ТН, пока что высокая стоимость насосов. Но здесь отчётливо прослеживается тенденция ежегодного снижения цен на ТН, так что — всё впереди. Для поддержки этой отрасли зарубежные страны применяют специальные налоговые льготы, субсидии и дотации, а у нас это, с одной стороны облагается пошлинами на ввоз, а с другой стороны — не делается ничего, чтобы заинтересовать производителей. На одном полюсе —  высокотехнологичные кадры, на другом —  высокий налог на фонд оплаты труда. Все ведь в Сколкове не поместятся, а существующие технопарки задрали высокие арендные ставки на производственные помещения. В Америке, к примеру, некоторые производства вообще пожизненно поселяются в технопарках, так как имеют высокую социальную значимость, и, следовательно, аренда там отсутствует. В Америке, наоборот, государство помогает технопаркам закупить необходимое оборудование и пытается поддержать таким образом передовые технологии. Нефть и газ закончатся в обозримом будущем, а опасность атомных станций после Фукусимы-2 очевидна. Остается что? Альтернативная возобновляемая энергетика! Выставка тепловые насосы, прошедшая весной в Крокус Экспо показала полное отсутствие интереса как производителей, так и государства к данным технологиям.


7. Насколько хорошо в российских нормативных документах оговорены вопросы, связанные с использованием ТН в системах теплоснабжения, их монтажом, эксплуатацией, техническим обслуживанием?

 

Для изменений и дополнений к СНИП по теме ТН, наверное, всё-таки недостаточно обобщённого опыта. Впрочем, в той или иной мере «Строительные нормы и правила» в части требований к тепловым сетям вполне конкретны, а потому позволяют делать всё правильно.


8. Возможно ли в России полноценное автономное круглогодичное теплоснабжение (отопление и ГВС) объекта только за счет работы теплового насоса? Если да, то в каких регионах это оправдано?

 

Для большей части европейской России — да, возможно. Резервная подпитка потребуется ближе к северо-востоку: Башкортостан, Марий-Эл, Республика Коми, в отдельные сезоны — Самарская область. Но мне представляется, что такая ситуация — временное дело, поскольку производители не спят и в скором времени наверняка и тамошний лютый холод поставят-таки на службу теплу. По крайней мере в Waterkotte над решением этой проблемы бьются.


9. В комбинации с какими типами теплогенераторов согласуется использование тепловых насосов?

 

Ну, здесь решение за потребителем, для которого самый важным в выборе теплогенератора является доступ к относительно дешёвому топливу.


10. В каких случаях и для каких целей оправдано применение тепловых насосов на промышленных объектах, объектах социального назначения?

Будь моя воля, я бы на отопление от ТН перевёл большинство армейских объектов и объектов оборонной промышленности, особенно те, которые находятся вдали от «очагов цивилизации». Курортные строения, санатории, базы отдыха, детские лагеря, спортивные базы, станции наблюдения за самолётами, ракетами, планетами и звёздами, стационарные посты контроля, другие аналогичного плана объекты — тоже очевидные кандидаты для перехода на автономные источники отопления. Только здесь ведь тоже необходимо, прежде всего «политическое решение»…